+7 831 416-16-33
Заказ обратного звонка
продажа и монтаж кровельных
и фасадных материалов

Битумная черепица в России

Впервые битумная гибкая черепица появилась в России в 90-х годах прошлого века. И первый, кто привез этот материал в нашу страну, была компания Katepal Oy из Финляндии. Неудивительно, что именно Katepal стало именем нарицательным для гибкой черепицы и надолго.

Первая битумная черепица появилась не в качестве товара. Ее привозили бизнесмены, которые ей просто заинтересовались и решили опробовать, но о постоянных поставках речи не шло, как и о перспективных маркетинговых планах. Все немного изменилось в 1996 году, когда на отечественный рынок вышли сразу несколько крупных производителей. Сначала они работали через посредников, а позднее появилась и дилерская сеть, официальные дистрибьюторы. Но положение гибкой черепицы оставалось на прежнем уровне, поскольку об этом материале ничего не было известно, бродили мифы, никакой рекламы не существовала, и простой обыватель мало что знал об этом современном кровельном материале.

Расцвет популярности гибкой битумной черепицы пришелся на начало 2000-х годов. В это время хаос на рынке стал уступать цивилизованному маркетингу, товары стали продвигать более грамотно, появились профессиональные кровельные компании, специалисты которых проходили обучение в компаниях-производителях. Так они смогли донести до потребителей информацию о всех современных кровельных материалах и о битумной черепице тоже. Вот так она стала захватывать свою долю на отечественном кровельном рынке, поскольку новичка оценили по достоинству. А несколько позднее гибкая черепица превратилась из незнакомца в хорошего знакомого.

Изначально большую часть рынка занимала металлочерепица, а битумной черепице приходилось довольствоваться лишь 16%. Это было в 2006 году. В 2008 году ситуация изменилась – битумной кровле отдавали предпочтение уже 30% обывателей, а в 2010 году и все40%.

Производство битумной черепицы в России

Открытие заводов на территории Росси, выпускающих мягную кровлю, стало естественным шагом большинства иностранных компаний. Зачем тратить силы и финансы на импорт, что лишь накручивает цену и отпугивает клиентов, если можно производить на месте. Первый завод по производству гибкой черепицы в России стал работать в Подмосковье в 2005 году, где на базе бывшего завода сельхозмашиностроения «Давыдово» компания Тегола запустила первое в нашей стране специализированное производство. В этот проект были вложены инвестиции в размере 30 миллионов, а общий объем производства составил 7-8 миллионов квадратных метров в год.

Российское производство гибкой черепицы было заложено еще в 2002 году на базе Рязанского картонно-рубероидного завода. Там было решено начать выпуск черепицы под маркой Shinglas компанией ТехноНИКОЛЬ. Этот завод начал работу в августе 2006 года. Производственная линия, ставшая совместным проектом испанского концерна ChovA и компании ТехноНИКОЛЬ, была оснащена самым высокотехнологичным и современным оборудованием. На момент открытия мощность проекта насчитывала 10 миллионов квадратных метров черепицы в год. На данный момент этот завод является крупнейшим на территории России, и общий годовой выпуск насчитывает 12 миллионов квадратных метров кровли.

В 2012 году ТехноНИКОЛЬ заключила договор с Правительством Рязанской области о льготном налогообложении, что позволило заводу активно развиваться, а также снизить себестоимость продукции и повысить ее привлекательность в глазах потребителей. В 2013 году был открыт новый завод по выпуску гибкой черепицы в Рязани. Таким образом, компания ТехноНИКОЛЬ вышла на объем производства 45 миллионов квадратных метров кровли в год.

Компания Тегола, которой принадлежит подмосковное производство, является крупнейшим в мире производителем гибкой черепицы, причем более 70% идет на экспорт. На данный момент компания имеет представительства в 73 странах. В России Тегола имеет 8 официальных представителей.

В 2011 году только силами двух этих компаний (ТехноНИКОЛЬ и Тегола) в России было произведено более 16 миллионов квадратных метров гибкой черепицы. В 2012 году Рязанский картонно-рубероидный завод стал выпускать гибкую битумную черепицу под маркой RoofShield. Также стоит отметить Уральский завод Медная кровля, который выпускает битумную черепицу с медным покрытием.

Рынок импорта битумной черепицы в России

Импорт битумной черепицы в Россию упорно рос вплоть до кризиса 2007 года. Именно в этот период объемы поставок начинают падать. Однако это связано не только с кризисом, а еще и с тем, что появилось производство внутри страны.

С 2010 года рынок начинает постепенно возрождаться, хотя объем импорта хоть и увеличивается на 32% по сравнению с кризисными показателями, он все равно пребывает на уровне 2006 года.

В 2011 году импорт увеличивается на 16% в сравнении с докризисным периодом. На данный момент все остается примерно на том же уровне. Основные поставщики битумной черепицы в нашу страну – это: финские Katepal, Pikipoika и Icopal. Кстати последняя компания – это крупный концерн, у которого есть заводы во Франции, Польше, Швеции и прочих европейских странах. Также импортируется продукция IKO, которая выпускается во многих странах по всему миру, в том числе и Канаде и США. Оттуда же поставляется нам продукция крупнейшего североамериканского представителя битумной черепицы CertainTeed. Нельзя и забывать об итальянской компании Тегола, которая поставляет в Россию свою продукцию.

Также на отечественном рынке можно увидеть продукцию литовской компании UAB Gargzdu MIDA. Однако следует отметить, что на самом деле это изделия компании ТехноНИКОЛЬ, которая для выхода на европейский рынок использует европейские производственные мощности, а часть продукции попадает и на российский рынок.

Лидером среди импортных компаний на отечественном рынке остается уже многие годы ТМ Katepal. На втором месте – IKO, объем которой составляет 15-20%, однако после 2009 года эта компания стала сдавать свои позиции на нашем рынке в пользу торговых марок Icopal, Pikipoika и Certainteed.

Экспортный рынок отечественной битумной черепицы

Российская битумная черепица также экспортируется. Основным потребителем отечественной продукции является Украина, в которую поставляется более 60, а то и 80% экспортной продукции. Второе место занимает Казахстан – 10-15%. Основные игроки рынка в данном случае – ТехноНИКОЛЬ и Тегола Руфинг Продактс, которые обладают большими производственными мощностями. Поставки этих компаний за рубеж насчитывают около 2 миллионов квадратных метров черепицы в год.

Динамика экспорта российской битумной черепицы практически не изменилась во время кризиса 2009 года, оставаясь на прежнем уровне и даже показывая небольшой рост. Чего не скажешь о 2010 и 2011 годах. Если в первый год прирост был просто рекордным – 17%, то в 2011 наметился приличный спад – прирост составил лишь 9%.

В целом на отечественно рынке сложилась следующая динамика: до 2009 года – рост, который достиг 15 миллионов квадратных метров черепицы в год. Потом небольшое снижение и к 2011 году рынок снова восстановил свои 20-30% импорта. Несмотря на то, что производство российской черепицы увеличивается, спрос на качественную иностранную гибкую кровлю остается на прежнем высоком уровне.